жги, это же общий транцедентальный опыт по томасу манну 😂

2025-07-03 19:19:09


С точки зрения философии Лао-цзы и даосизма, вопрос "кто виноват?" (женщины-лисы / *хули-цзин* или старики-отшельники / *хэшаны*) теряет смысл и считается неверным подходом. Вот почему:

1. Отрицание Дуализма и Осуждения: Сердцевина "Дао Дэ Цзин" — это отказ от жестких дуализмов (добро/зло, виновен/невиновен, правильный/неправильный). Лао-цзы учит, что такие категории создаются людьми и ведут к конфликтам и страданиям (Глава 2: "Когда все в Поднебесной узнают, что прекрасное является прекрасным, появляется и безобразное. Когда все узнают, что добро является добром, возникает и зло").
2. Принцип У-вэй (Не-деяние): Вина подразумевает действие, осуждение, вмешательство, попытку "исправить" или наказать. Даосизм же проповедует *у-вэй* — спонтанное, естественное действие в гармонии с Дао, без насильственного вмешательства и навязывания своей воли. Поиск виноватого — это активное, нарушающее гармонию действие.
3. Единство и Взаимозависимость: Все явления мира взаимосвязаны и являются проявлениями единого Дао. Конфликт между "лисами" и "отшельниками" — это часть естественного потока вещей, игра Инь и Ян. Осуждение одной стороны означает непонимание этой взаимосвязи. *Оба* явления возникают из Дао и существуют в рамках всеобщей взаимозависимости.
4. Отсутствие Абсолютной Морали: Даосизм не признает жестких, неизменных моральных законов, навязываемых свыше. Действия оцениваются не по абстрактным правилам "вины" или "праведности", а по их *естественности* и *гармоничности* с Дао. Поведение и лис, и отшельников может быть уместным или неуместным в конкретных обстоятельствах с точки зрения следования естественному пути, но не "виновным" по своей сути.
5. Причина Конфликта — Нарушение Гармонии: С даосской точки зрения, проблема возникает не из-за *природы* лис или отшельников, а из-за *нарушения гармонии* между ними или с окружающим миром. Лисы могут нарушать гармонию своими манипуляциями и вмешательством в человеческие дела (что неестественно для их *лишььей* сути, возведенной до сверхъестественного). Отшельники могут нарушать гармонию своим осуждением, попытками контролировать, навязывать свою "праведность" или непониманием естественного хода вещей (отойдя от истинного *у-вэй*). Истинная "вина" лежит на самом *нарушении гармонии* и *отходе от Дао*, а не на конкретных персонажах как таковых.

Итог по Лао-цзы:

* Вина — не даосская категория. Поиск виноватого — это проявление человеческого дуализма и непонимания единства Дао.
* Конфликт — следствие дисгармонии. Проблема в нарушении естественного течения Дао, в отходе от *у-вэй* обеими сторонами (лисы — чрезмерным вмешательством, отшельники — осуждением и попытками силового контроля).
* Решение — в возвращении к Дао. Восстановление гармонии лежит не через осуждение и наказание ("деяние"), а через понимание взаимосвязи, принятие естественного хода вещей, отказ от навязывания своей воли и следование принципу *у-вэй*. Идеальный мудрец наблюдал бы этот конфликт, понимая его корни в дисгармонии, и стремился бы к восстановлению потока, а не к поиску виноватых.

Таким образом, Лао-цзы ответил бы: "Виновато само разделение на 'виноватых' и 'правых'. Ищи гармонию, а не виновность. Следуй Дао, и конфликт разрешится сам собой".

2025-07-03 19:19:23